Дарбука (Табла, Думбек)
Дарбука (Табла, Думбек)
Восток – загадочный завораживающий волшебный мир, с детства знакомый нам по удивительным сказкам «Тысячи и одной ночи», который до сих пор привлекает внимание многих исследователей: его тайны, тысячелетние обычаи, традиции и неповторимые черты многогранной культуры. Огромной художественной ценностью, занимающей особое место в сокровищнице мировой литературы и являющейся неиссякаемым кладезем мудрости, являются произведения великих восточных поэтов: Омара Хайяма, Саади, Рудаки, Фирдоуси. И, несомненно, дивный мир Востока невозможно представить без древнейшего из вида искусств – восточного танца, привлекающего к себе необыкновенной утонченностью и пластичностью. Танца - обладающего своей особой тонкой философией, заключающейся в мастерстве выражения чувств и душевного состояния посредством движений под ритмическое сопровождение дарбуки - кубкообразного барабана, который на Востоке является не простым музыкальным инструментом. Для восточного человека дарбука - это жизненный спутник, испокон веков традиционно звучащий во время различных торжеств: на свадьбах, при рождении детей, на правительственных церемониях, на религиозных и других праздниках.
Историю дарбуки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Техника исполнения
Дарбука – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, но на котором исполнитель при помощи различных ритмов способен передавать и радость и грусть. На дарбуке можно играть стоя, подвешивая барабан на плече или укладывая на левое плечо, и сидя, держа инструмент на коленях или сжимая между ног. Исполнение на барабане происходит при помощи ладоней и пальцев обеих рук, при этом партия правой руки является главной - ведущей (основной ритм), а левой – вспомогательной (украшения и ритмические заполнения).
Основные ритмы для инструмента записываются при помощи букв: D, T (удары производятся правой рукой), K (удары производятся левой рукой). Если буквы прописные, то удары акцентированные, а если строчные, то удары более слабые и выполняют функцию ритмического заполнения.
- Звук D (Dum) имеет более низкий тон и исполняется ударом ладони правой руки в центр барабана.
- Звук T (Tek) имеет более высокий тон и исполняется ударом ладони правой руки по краю барабана.
- Звук K (Ka) имеет более высокий тон и исполняется ударом ладони левой руки по краю барабана.
Кроме основных способов звукоизвлечения на дарбуке существует множество различных приемов - это щелчки, шлепки, сложные удары, различные перекатывания пальцев, удары по корпусу барабана, приглушение звука, трение мембраны и многие другие, причем каждый из них тоже имеет буквенное обозначение: S (Slap), ~, r (ролл), B (Bak), P (Pak), b, L, U, F, C.
|
|
|
|
В практике существуют основные ритмы, которые в разных регионах приобрели особую популярность, среди них следует особо отметить «максум», «белледи», «саиди», «хагалла», «аюб», «халиджи», «фаллахи», «вахда», «бамби», «чифтетели», «куркуна» и другие.
Фото:
Интересные факты
- Дарбука - это общее название инструмента, но разные народы его именуют по своему, например: в Албании её зовут дарабуке; в Венгрии – добук; в Греции – тоубелеки; в Египете – табла; в Алжире - дарабукка, дерабукка; в Сирии и Ливане – дрбакка, дербекки, дрбекка; в Морокко – тариджа; в Таджикистане – тавляк, таблак; в Иране – тонбак, донбак, зарб; в Афганистане – зирбагхали; в Малазии – гедомбек; в Камбодже иТаиланде – тон, таб, тап; в Индии– тумбакнари, в Ираке – кшишба, в Болгарии- дарабука, тарамбукэ, дарамбука и тарамбука.
- Старинные экземпляры барабанов, являющиеся прародителями дарбуки, можно увидеть в экспозициях находящиеся в Каирском национальном музее (Египет), Лувре (Париж, Франция), Метрополитен - музее (Нью-Йорк, США).
- В нынешнее время наиболее крупными производителями дарбук являются: египетские фирмы «Gawharet El Fan» и «Alexandria», турецкая «Emin», немецкая «Meinl», американская «Remo».
- Кожаная мембрана дарбуки сильно реагирует на повышение влажности воздуха: её звук теряет свою красоту. Некоторые производители решают эту проблему весьма остроумно - они вставляют в корпус инструмента электрические лампочки, которые создают постоянный нагрев мембраны.
- Дарбука является очень популярным инструментом среди представителей таких субкультур, как хиппи и растаманы.
|
|
|
|
Конструкция
Довольно простая конструкция дарбуки представляет собой кубкообразный барабан компактных размеров, одно из отверстий которого покрыто мембраной. Высота инструмента варьируется от 35 до 58 см, диаметр мембраны – от 20 до 30 см. Шейка дарбуки также может различаться по ширине, что сказывается на высоте звучания инструмента: если шейка уже, то тон барабана ниже. Края инструмента в верхней части, на которую крепятся мембрана, бывают прямые и сглаженные.
Материалов, из которых в нынешнее время изготавливают корпус дарбуки, довольно много. Это керамика, дерево, различные металлы, стекловолокно и пластик. Каждый материал в разных условиях имеет свое преимущество.
Для концертной деятельности предпочтительно использовать инструмент из керамики. Его звук мелодичный и звонкий, а бас более насыщенный. На такую дарбуку веревками или жильными шнурами прикрепляется мембрана, материалом для которой может служить козлиная или рыбья кожа. Недостатком таких инструментов является большая чувствительность к сырости: в пасмурную погоду или вечернее время, когда воздух становится влажным, мембрана теряет свою упругость, что сказывается на качестве звучания дарбуки. Исполнителям в такой ситуации для восстановления красивого звучания приходится просушивать мембрану над различными тепловыми источниками. А производители, чтобы решить эту проблему, иногда устанавливают на керамический корпус инструмента пластиковые мембраны.
В нынешнее время большой популярностью, особенно в странах с более холодным и влажным климатом, пользуются дарбуки, изготовленные из металла: алюминия, меди и латуни. Мембрана для таких инструментов изготавливается из специального пластика и крепится к корпусу при помощи обруча и болтов, количество которых разнится от пяти до восьми. Корпус дарбуки обычно украшается гравюрой, чеканкой или покрывают глазурью.Иногда внутри инструмента размещают позвякивающие при игре маленькие металлические элементы - сагаты.
Разновидности
Дарбука, являясь у многих народов весьма востребованным инструментом, в каждой стране имеет не только свое название, но и некоторые конструктивные особенности, характерные только для той или иной местности. Например, египетская дарбука в отличие от турецкой имеет скошенные края.
- Греческая дарбука - тоубелеки, имеет корпус в виде амфоры и обладает гулким, мягким звуком.
- Морокканский инструмент - тариджа, отличается мембраной из змеиной кожи и натянутой внутри струной.
- Барабан из Ирака - кшишба, имеет трубкообразную форму, изготавливаемую из дерева и мембрану из рыбьей кожи.
- Афганская дарбука - зирбакхали, содержит добавочную накладку на мембрану, что придает звучанию инструмента эффект вибрато.
Кроме этого в Египте находят активное применение разновидности дарбуки, которые отличаются по размерам и соответственно по высоте тона:
- табла - имеет сравнительно небольшие размеры, выполняет функцию солирующего инструмента;
- сумбати – инструмент средних размеров, тон ниже, чем у таблы;
- дохола – имеет большие размеры и исполняет партию баса.
Применение
Дарбука – этнический ударный музыкальный инструмент, который для многих народов Востока имеет очень важное значение, так как является постоянным и незаменимым спутником в жизни человека. Под звуки дарбуки люди веселятся и грустят, поют и танцуют. Инструмент является обязательным при исполнении восточных танцев, особенно беллиданса (танец живота). Кроме этого, в нынешнее время звучание дарбуки широко применяется музыкантами во всем мире и украшает композиции таких современных музыкальных направлений, как рок, блюз, поп, джаз, фанк, а также латиноамериканской, кельтской, арабской музыки и фламенко.
Известные исполнители
Дарбука, являясь очень популярным инструментом, в настоящее время выявила целую плеяду выдающихся исполнителей, внесших весомый вклад в развитие исполнительского мастерства на инструменте. Среди таких музыкантов, которые своей виртуозной игрой приводят слушателей в восторг, следует особо выделить замечательных дарбукистов Хоссама Рамзи (Египет), Мысылри Ахмета (Турция), Саида аль Артиста (Египет), Левента Йылдырыма (Турция), Гамаля Гома (Египет), Бурхана Очала (Турция), Хамди Акатая (Турция), Берканта Чакыджы (Турция), Иссама Хоссама (Сирия), Яшара Акпенче (Турция), Беньямина Огулчана (Турция), Осама Шахина (Ливан), Хакана Кайя (Турция). В нашей стране дарбука тоже является весьма востребованным инструментом и также имеет своих исполнителей-виртуозов, среди которых А. Остапенко, А. Грамши, А. Узунов, К. Мартиросян, С. Кузнецов, А.Образцов, В.Полозов, К.Ошеров, О. Исмал, Т. Сихарулидзе и другие.
История
Начало истории дарбуки теряется в глубине веков. Барабаны, имеющие форму кубка, несколько тысячелетий тому назад были известны в государствах Месопотамии, в Древнем Египте и даже на территории нынешней Европы. Свидетельством тому могут служить старинные тексты и фрески времен правления египетского фараона Хеопса, барельефы, украшающие дворцы правителей месопотамских государств, и археологические находки. Играли на барабанах в основном мужчины, в совершенстве овладевшие искусством исполнения и пройдя тщательный конкурсный отбор. А применяли такие инструменты в религиозных ритуалах и в военных походах.
Один из сохранившихся и дошедших до нас экземпляров, датируемых вторым тысячелетием до н.э., имел форму бочонка, длину - 65 см.и диаметр – 29 см. Он был вырезан из пальмового дерева и когда-то обтянут кожаной мембраной. Следующий экземпляр, изготовленный несколько позднее, также имел бочкообразную форму, но отличался тем, что его корпус был сделан из накрепко скрепленных небольших дощечек, а мембраны были присоединены замысловатой системой закрепляющих шнуров.
Древние мастера постоянно проводили эксперименты с формой инструмента, с материалом для мембраны и способами её закрепления, и к одиннадцатому веку до н.э. появился односторонний кубкообразный барабан, сильно напоминающий современную дарбуку. Он был достаточно большого размера, изготавливался из керамики и имел мембрану из рыбьей, козьей или верблюжьей кожи. Поначалу такой барабан, имевший название лилиш, использовался в обрядовых церемониях и устанавливался в храмах на особых подставках. Несколько позднее был сконструирован лилиш уменьшенных размеров и в немного других пропорциях - такой легко переносимый барабан быстро распространился у разных народов и успешно влился в их культуру, приобретая в каждой стране свои названия.
В нынешнее время инструмент, имеющий общее название дарбука и получивший широкое распространение на Ближнем Востоке, Турции, Египте, на Балканах, странах Азии и Африки, завоевал огромную популярность практически во все мире. Это указывает на постоянно растущий интерес к инструменту, который все более активно используется не только в народном творчестве, но и в музыке различных современных направлений.
Комментарии
Отправить комментарий